Как подготовиться, снять и подготовить к публикации фотографии, не выпуская смартфон из рук

                                     

Конспект zoom- встречи, которую провел Дима Зяблицкий — маркетолог, фотограф и дизайнер. 

 

В этом конспекте мы узнаем, как выстроить свет для фотографии, какие приёмы помогут разнообразить ленту, как снимать себя и чем обрабатывать снимки.

Смартфон заменил большое количество техники. Почему?

1. Он всегда в кармане, чего не скажешь о технике. Если заряд у телефона не на нуле, то вы всегда готовы снимать.

2. У современных смартфонов несколько объективов. 

3. Встроенные программы помогут  «докрутить»  снимки до идеала. Например, в режиме портрет автоматически размывается фон. Такая функция есть во многих смартфонах.

4. Обработать можно прямо на телефоне, в специальном мобильном приложении. Не надо переносить фото на ноут.

Какой свет нужен для съёмки на смартфон?

Подойдёт обычный дневной свет, от окна или когда мы снимаем на улице, то уличный. Может пригодиться фонарик. Любой источник постоянного света. Встроенная вспышка в смартфоне ( по сути тот же фонарик). Не подойдёт импульсный свет ( специальная вспышка для фотоаппаратов).

 

Каким бывает свет.

 

➜ По контрасту. Свет бывает жёстким и мягким. 

 

У жёсткого границы между светом и тенью резкие. У мягкого – размытые. Жёсткий свет придаёт больше драматизма, фотографии получаются более контрастными. Мягкий свет – рассеянный, теневой рисунок более нежный, тени размытые, плавный переход.

 

Жёсткий свет мы получим от солнца в ясную погоду, направленного фонаря, элементов уличного освещения. Свет должен быть направлен на героя съёмки точечно.

Чем шире источник света относительно объекта съёмки, тем мягче выходит светотеневой рисунок. Мягкий свет получается в пасмурную погоду, в тени деревьев, от окна, задёрнутого тонкого шторкой, возле замёрзшего окна, вечером – от большой витрины.

 

 ➜ По направлению.

 

1. Рисующий.  Создаёт светотеневой рисунок.  45 градусов по отношению к объекту съемки – рембрандтовский свет, один из классических, наиболее приятных глазу, приёмов. Когда свет падает от рисующего источника, то некоторые части лица могут провалиться в тень. Чтобы смягчить этот эффект, у нас есть следующий вид света.
 

2. Заполняющий. Он заполняет участки, которые проваливаются в тень. Это свет рассеянный, максимально мягкий.

 

3. Фоновый. Он светит на фон, тем самым отделяет объект съёмки от фона.
 

4. Контровый. Выделяет контур объекта. Светит на героя сзади, при этом сам источник света мы не видим, создаётся такая подсветка силуэта, ореол. В фильмах так часто бывает, когда в конце герой всех спас и идёт такой себе, весь светится.

 

5. Моделирующий. Когда чуть сзади и сбоку подсвечивается объект съёмки. Таким образом прорисовывается рельеф.
 

Вообще, эта история про студийный свет, но то же самое применимо и к естественному свету. Как? Выходите в яркий солнечный день на улицу. Если солнце в зените, то рисунок страшноватый: свет падает сверху, и у вас получаются черные, как у панды, круги под глазами. Выходите после полудня, когда солнце уже чуть опустилось. Здесь вы можете регулировать, куда будет падать свет и какие контуры выделять. 

 

Или на закате/рассвете. Когда солнце ещё или уже низко. Вы можете фотографировать против солнца и получать красивый контровый свет.

Приемы съёмки

Начнём с самой базовой базы. Достал телефон – протри объектив. Иначе нет смысла пробовать все дальнейшие приёмы.
 

На некоторых камерах есть ручной режим. Чаще всего вам будет достаточно базового режима, но иногда потребуется заменить настройки: увеличить выдержку, чтобы получились смазанные силуэты,  подправить баланс белого, если у вас снимки дают желтизну, экспозицию выкрутить на несколько ступеней вверх, вниз. Там множество опций, которые можно использовать и смотреть на результат.
 

Как с помощью одного бокала сделать фото выразительнее. Нет, не угадали, не выпить.) На самом деле, не только бокал подойдёт. Любые стеклянные предметы, в которых свет преломляется, и вы можете поймать интересные отражения.

 

Сосредоточьтесь на геометрии. Посмотрите, какие линии куда идут, включите камеру и посмотрите на локацию через объектив. Возможно, вы поставите героя съёмки на пересечении каких-то линий. Если речь идёт о стрит фотографии, вы можете просто подождать, пока сюжет срастётся: в  необходимое вам пересечение линий зайдёт какой-то герой. Держите камеру включенной. В скором времени покажется случайный прохожий, голубь, машина. Что-то, что своим появлением завершит композицию кадра.

 

Не пользуйтесь зумом, приближайте ногами: просто подойдите к объекту съёмки. Чтобы не потерять качества и получить более интересную картинку.
 

Если у вас широкоугольный объектив, портретные фото получаются искажёнными: огромный нос на полкадра и прочие оптические штучки. Просто отойдите подальше от героя съёмки,  впишите его в окружающую среду, пусть на фотографии будет присутствовать не только человек, но и пространство вокруг. Если не хотите, чтобы на фото была видна локация, то просто отойдите, снимите, а потом кадрируйте до нужного плана, обрезайте лишнее.
 

Также широкоугольный объектив хорошо передаёт динамику. Пусть человек идёт, машет ногами, прыгает, совершает любое действие. Динамичные кадры привлекают внимание и набирают больше лайков. А нам оно надо? Надо!
 

Цепляют взгляд необычные ракурсы. Мы привыкли видеть людей с высоты своего роста. А если присесть? Вот это уже интереснее. Особенно это хорошо работает с детской съёмкой. Или, например, за вами небоскрёбы. И кадр сделан с нижнего ракурса, драматизм нагнетается, атмосфера будет совсем другой.
 

Следите за задним фоном. Чтобы модель с фоном не сливались. Кожа человека, как правило, теплого оттенка. Хорошо выделяются холодные фоны.

 

Помни про контраст. Он может быть светотеневой, цветовой (теплые и холодные оттенки в одном кадре), смысловой ( на фоне современной высотки постройка сталинской эпохи).

Используй цветовые схемы

  1. Комплементарная. Когда два противоположных цвета (стоящих друг напротив друга в схеме). Красный – зеленый.
  2. Аналоговая. Смежные цвета, которые стоят рядом. Красный, оранжевый, жёлтый.
  3. Сплит-комплементарная. Один цвет с одной стороны схемы, и два цвета соседних с противоположным ему.
  4. Двойная комплементарная. Крестик на цветовом круге. 
  5. Триада. Три цвета должны образовывать между собой треугольник на схеме.
  6. Монохромный.
     

Цвета выбирать сразу на этапе составления мудборда. Чтобы потом подбирать локацию, элементы одежды, исходя из определенной цветовой гаммы.

 

Разные планы на фото

Снимать разными планами. Это поможет при компоновке ленты. Деталь (ухо, запястье, глаз), крупный план (портрет), средний (по пояс), второй средний ( по колено), общий (во весь рост), суперобщий (вписанный в локацию, показываем, что вокруг). Так лента получится более динамичной. Держите это в голове. Есть фотографы, которые хорошо снимают, но не меняют план. Вы наверно видели много таких лент, где все снимки средним планом, разбиты плашечками с текстом. Это смотрится скучно, нет динамики.

 

White Space. Негативное пространство. Воздух. Такой приём важен не только для визуала блога, но и в любой серии фотографий. Воздух не только повышает эстетику, его основная функция – окружить собой важные элементы снимка, усилить акцент на них. В качестве негативного пространства может выступать тень ( когда высвечен один элемент, а всё остальное в тени), небо и море, белая стена, любое пустое пространство. При оформлении ленты этот принцип тоже можно использовать. Например, помещать среди минималистичных фотографий с множеством воздуха наиболее важный пост, а его обложку делать более контрастной, яркой.


Фрейминг. Объект съёмки вписывается в какую-то рамку. Арка на улице, ограждения и т.д

Чем обрабатывать?

VSCO – классика, здесь легко делать цветокоррекцию и кадрирование. В платной версии очень много фишек, почти столько же, сколько в Adobe Lightroom. В Lightroom лучше и не влезать, если декстопной версией не пользовались. Много заморочек.

 

Snapseed – когда хочется повозиться и чуть тоньше настроить контраст и другие переменные.

 

СapCut – монтаж видео, из фотографий можно делать 3d фото
 

Vimage – живые эффекты, например, пар из чашки или как крутится кофе в чашке, как будто его только что размешали
 

Face Tune – ретушь лица. Почти как если в фотошопе отредактировать. Особенных отличий нет.
 

Unfold – сторис

 

Во всех этих приложениях подписка даёт больше возможностей. При этом чаще всего достаточно будет:

  • найти один фильтр в VSCO, наиболее естественный, мягкий ( для Димы, например,  это A6);
  • покрутить контраст и экспозицию, если ошиблись при съёмке;
  • поработать с цветом в последней вкладке, если вдруг один цвет сильно выбивается из требуемой схемы.

 

Важно при этом выдать референсы фотографу заранее, чтобы уточнить, может ли он снять что-то подобное.

 

При хорошем референсе можно попробовать осуществить задумку даже без профессионального фотографа и техники.

Как снимать себя?

Используем:

  • Штатив
  • Неглубокую кружку (поставить телефон внутрь)
  • Прикрутить телефон скотчем к чему-то ещё
  • Снять видео, попозировать,  позастывать в каждой позе на несколько секунд, а потом сделать скриншоты видео и на VSCO откорректировать.