И хочу, и страшно: как идти в новое, вопреки сомнениям

Из конспекта вы узнаете, откуда берутся «хочу» и «страшно», как найти личный ресурс для достижения цели, почему со страхом нельхя бороться, как идти в новое несмотря на страхи, какие глубинные убеждения формируют наши страхи и желания.

Светлана Лагунова — психолог, работает в когнитивно-поведенческом подходе. Основная сфера интересов — внутриличностные и межличностные отношения ( отношения с собой, близкими, коллегами). Уже в 12 лет Света увлекалась психологией: вела дневник, где описывала реакции людей, интересовалась, почему один человек реагирует так, а другой иначе. Когда училась на психфаке, начала свою карьеру в сфере управления персоналом, 13 лет работала в организационном консультировании. Получила степень MBA по управлению персоналом. Потом Светлана поняла, что хочет видеть результаты своей работы не в цифрах, указанных в отчётах компании, а в изменениях жизней реальных людей. И тогда она перешла из деловой психологии в личностную психологию. С 2013 года является членом Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Терапии. Сейчас повышает квалификацию, получает диплом Когнитивно-поведенческого терапевта.

 

Передаём слово Свете: 

  • Вспомните, какие у вас есть желания.
  • Вспомните, какие страхи вам мешают идти в эти желания.
  • Как страх взаимодействует с желанием? Они борются?

Подумайте и запишите ответы на эти вопросы. Они нам дальше понадобятся.

 

На время оставим ваши ответы и вернёмся к теории.

 

Почему вредно бороться со страхом? И что с ним делать?

Есть желание, есть страх. Первый логичный вывод — попытаться бороться со страхом. Как минимум, это не принесет никакой пользы. Как максимум, может ещё и навредить. Страх — это не что-то внешнее. Он рождается внутри. Это процесс, который происходит в организме, это психофизическая реакция: вырабатываются гормоны, тратится энергия нашего тела, нашей психики. Если страх уже появился, а мы пытаемся его подавить, то мы запускаем противоположный процесс в организме, включаем противоборствующие гормоны. Это бессмысленно. Сила действия равняется силе противодействия. Подавить страх получается только на время. Потом миндалина опомнится: «Ага, я тут панику развожу, а меня задавили. Но ведь ничего во внешней ситуации не изменилось». И она запускает ещё больший процесс, страх может с ещё большей силой проявиться.

 

А что же тогда делать?

Если бы у меня в интервью спросили: «Если у вас есть возможность дать только один психологический совет, что бы это был за совет?», я бы даже не задумываясь выбрала «Признаю и разрешаю». Посоветовала бы принять и разрешить себе эмоции. Я признаю, что мне страшно. Я разрешаю себе бояться.

 

Давайте выполним это упражнение «Признаю и разрешаю», вернувшись к нашим желаниям и страхам, которые вы записали ранее.

  • Я признаю, что я боюсь ( и дальше описываете свой страх)
  • Я разрешаю себе хотеть ( и дальше описываете своё желание)
  • Я разрешаю себе этого бояться ( снова описываете свой страх)

Почему неизвестность пугает? И как тогда идти в новый опыт?

У нас есть автоматическая система: сканер внешней окружающей среды и внутренней картинки. И он постоянно включен. Он работает на распознавание:

1. видит что-то классное, хорошее, от чего я получу удовольствие;
2. видит что-то опасное, чего нужно остерегаться;
3. видит что-то незначительное, от этого мне ни горячо, ни холодно.

Этот сканер постоянно работает. Как только он распознаёт опасность: большая собака идет, дождь начинается — в этот же момент запускается вторая система, оценка ресурсов.

Есть ли у меня чем защитить себя от этой опасности?
Несется собака — есть ли у меня дерево, куда залезть?
Начинается дождь — есть ли у меня зонтик или успеваю ли я дойти до места назначения?

И если у меня хватает ресурсов, то все ок. А если ресурсов недостаточно, то активируется страх.

Страх — это эмоция. Она призывает не успокаиваться, а искать ресурсы, которые помогут тебе противостоять опасности, чтобы эта опасность тебя не уничтожила. Таким образом, страх — одна из самых важных эмоций для выживания.

Когда мы встречаем новое, неизвестное — мы не знаем, что там будет, не можем оценить уровень опасности и наличие ресурсов. Поэтому неизвестность всегда будет на уровне инстинктов ассоциироваться с опасностью. Соответственно, будет включаться эмоция: нужно быть настороже, внимательной и позаботиться о себе.

 

Как же идти в новый опыт, если всегда так?

Есть волшебная формула поставленной цели. Это так понятно и наглядно. 

 

Мотивация + Научение + Среда = Получение Успеха

 

Мотивация. Объемное понятие, включает потребности, мотивы, сюда же входят страхи. Если мотивы и потребности нас ведут, то страх тормозит. Например, у вас желание на десятку по 10-балльной шкале, а страх — на пятёрку. Вычитаем из десяти пять, получаем вашу мотивацию на уровне пятерки.

 

Научение. Если делать то, что делал всегда, то и результат будет тот же. А если результат не устраивает, нужно учиться делать иначе.

В научении есть этапы. Рассмотрим на примере автошколы.

1. Сначала я ничего не знаю, изучаю теорию — получаю знания.
2. Я начинаю практиковаться в вождении — получаю умение.
3. Я сдаю экзамен, получаю права — у меня формируется навык. Стабильно регулярно получается хороший результат, но ещё возможны ошибки. Навык все ещё требует моего внимания.
4. Уровень мастерства: когда я выехала и веду на автопилоте, о чем-то своем думаю,  хлоп!  — я уже припарковалась.

 

Когда мы входим во что-то новое, у нас могут быть уже какие-то знания. Не всегда мы начинаем с нуля, но всегда у нас ещё нет навыка. 

 

Среда. Среда многогранна и состоит из нескольких частей.

1. Люди. Вот наше сообщество — отличный пример поддерживающей среды, где участники помогают друг другу, советуют, отвечают на вопросы и вместе одним потоком движутся к целям.

2. Место ( стул, стол, компьютер). Если бы у меня не было компьютера, я бы не смогла выйти в эфир, как бы сильно ни хотела.

3. Атмосфера. Страна, в которой мы живем, климат, политическая и экономическая ситуация, традиции. Всё это вместе составляет среду, где мы существуем и хотим идти в новую деятельностью.

И опять пример с машиной. Например, я хочу водить, у меня нет страха (мотивация есть), я умею, на права сдала, езжу на автопилоте, среда способствует исполнению желания ( есть машина, есть права, есть дорога, есть деньги на бензин). Всё на десятку: я хочу, я умею, я села и поехала. Здесь конфликта не возникает.

Конфликт возникает, когда где-то чего-то не хватает. Я хочу водить, но машины нет. Я хочу водить, но не умею. Я умею и машина есть, но не хочу, мотивации нет.

 

Давайте теперь выполним простое упражнение под названием 10/10/10

  • Мотивация
  • Научение
  • Среда

 

Вспомните то желание, которое вы написали ранее. Пометьте от 1 до 10 возле каждого пункта. Что у вас с мотивацией по этому желанию? Что с научением? Что со средой?
Какая сумма у вас получается?
Какой элемент самый мощный, а какой самый слабый?

 

Например. у вас мотивация 10, научение 5, среда 5. И здесь можно решить так: родных не изменить, не переделать, тогда идём учиться, чтобы научение поднять до 10ки. Или наоборот понимаем: учиться долго, сложно, хочу выехать на уровне своих умений сейчас, тогда иду улучшать среду, вступаю в сообщество, где меня поддержат.

 

Надеюсь, вам понравилась эта формула, стало понятнее про свои процессы.

Мечта. Цель. Желание. Мотив. Потребность. Мотивация. В чем разница?

Мечта — это то, что мы воображаем. вот, яхта, парус, и я такая красивая стою. Мы особенно не движемся в эту сторону, мы даже можем мечтать, но не очень хотеть. Мы просто получаем удовольствие, когда себе представляем себе это.

 

По этому поводу есть анекдот.

— О чём мечтаешь?
— Мечтаю похудеть.
— А что же не худеешь?
— А как же я без мечты будешь?

 

Мечта — продукт нашего воображения.

 

Цель — это результат целенаправленной умственной деятельности. Я еду в отпуск: я выбрала отель, выбрала страну,. Это волевой осознанный выбор, работа не воображения, но ума.

 

Желание — объединяет в себе все пункты.

 

Потребность (чаще всего имеется в виду физиологическая) — хочу кушать, в туалет, замёрзла, хочу чувствовать себя в безопасности. Нет никого более целеустремленного, чем человек, бегущий в туалет.

 

Мотив — психологическая потребность. Мотивы — неосознаваемые, если их специально не начать раскапывать. Быть любимым, быть принятым, быть успешным.

 

Мотивация — эмоциональная и физическое состояние. Я хочу и я готова. Совокупность всех процессов. Состояние, в котором пребывает организм, когда мы думаем о цели.

Истинные и ложные желания

Самый частый вопрос: а как понять, хочу ли я этого. А истинное ли это желание моё или оно навязано извне, а я на самом деле этого не хочу.

 

Мы по-разному интерпретируем слово желание. Я понимаю желание как синоним хотения. И вот я хочу: тут либо вкл, либо выкл. Я либо хочу, либо хочу немножко, либо не хочу совсем. А сомнений: это я хочу или не я — у меня нет.

 

Желания истинные и ложные — это путаница в терминах. На самом деле, это история про мотив и цель. Рассказываю. Мотив мы не осознаем: он внутри происходит, сам формируется, на основе нашего предыдущего опыта, установок и глубинных убеждений. Мотив появляется сам. Мы его в принципе не осознаем, мы даже докопаться до него не можем легко. быстро и с первого раза. А цель — это то, что мы придумываем. И когда мы ее придумываем, мы ее назначаем нашим исполнителем. Вот ты, моя цель, поможешь мне осуществить мой неосознанный мотив.

Приведу пример. У ребенка есть внутренняя психологическая потребность, мотив — получать любовь от мамы. Он не в состоянии вообще пока такими категориями мыслить. Естественно,  он не знает, что у него есть какой-то внутренний мотив. Но цель он уже может себе поставить. И вот он придумал: я нарисую цветочек и подарю маме.

 

И к этой цели его подталкивает мотив «быть любимым мамой». Внутренняя логика такая: я нарисую цветочек, подарю маме, мама обрадуется, скажет, какой я хороший, обнимет, поцелует и я получу свою дозу внимания.

Но иногда цель не приводит к удовлетворению мотива. Например, мама устала и не обрадовалась. Или ребенок рисунок нарисовал, но в садике забыл и не подарил. Цель не достигнута. Цветочек нарисован, но он не закрыл мотив.

Да, бывает так, что  мы цели ошибочно поставили. Даже не так. Нельзя сказать, что мы поставили цель  ошибочно. Тут как повезло, как сложилось. Цветок мог привести к результату, а мог не привести. Скорее, тут речь о том, что какие-то цели могут с большей вероятностью закрыть мотив, а какие-то цели — с меньшей.

И вот ребенок нарисовал цветок, а мама не обрадовалась. И что происходит? Представьте, что он тут же начинает думать: ага, значит это было не мое желание, это было ложное, навязанное мне извне.

Но ведь нет же! Это было желание ребенка. просто этот способ не сработал.

Если у вас такое бывает, что вы что-то хотите, но сомневаетесь: истинное желание или ложное, то берите свою цель и начинайте копать в сторону мотива.

 

Сейчас покажу, как это делать. Выполним упражнение треугольник желаний с вашей целью, которую вы выше себе придумали.

 

Треугольник желаний

  • Чего я хочу?
  • Зачем мне это надо?
  • Что мне это даст?

 

Разберем на отвлечённом примере.

 

1. Чего я хочу?
Хочу купить новое платье. Я увидела, оно мне понравилось. Это мое желание = цель. Цель — купить платье.

Начинаем раскручивать.


2. Зачем мне это платье? Я в этом платье хочу пойти на вечеринку. 

 

3. Что это мне даст?  Я в этом платье иду на вечеринку. Платье яркое, открытое или суперстильное. Все будут на меня смотреть, восхищаться. Я получу внимание.

 

Выходим на второй круг треугольника.

 

1. Так чего же я хочу?Я хочу внимания. 


2. Зачем мне это внимание? Я представляю, вот я пришла, и на меня направлено внимание. И мой опыт мне говорит, что в таких ситуациях я чувствую себя классной, привлекательной, интересной в глазах людей. Я хочу внимания, чтобы почувствовать себя классной. 

 

3. И что мне это даст? Ну допустим, у меня поднимется самооценка. Давно не наряжалась, не видела себя красивой. И у меня где-то мнение о себе пошатнулось. А тут вышла в платье в свет, и сразу у меня оценка подросла.

 

Идём на третий круг.

 

Чего я хочу? Я хочу повысить свою самооценку.

 

Я хочу купить платье, чтобы получить вниманеи чтобы повысить самооценку. А Зачем мне это надо? Я давно собираюсь на фотосессию, и всё никак не соберусь. То мне кажется, что я недостаточно хорошо выгляжу, то откладываю, то ещё что-то. А вот если у меня повысится самооценка, то я уже схожу на фотосессию наконец и поставлю галочку в плане.

 

Вот я схожу на фотосессию, и что мне это даст. Фотоснимки — материальное долговечное подтверждение моей красоты и привлекательности. Я хочу, чтобы у меня была материальное напоминание, которое мне поможет принимать и любить себя. Знать, что вот я такая классная.

 

И получается, что мотив был такой: принять себя, принять свою привлекательность.


При этом может случиться так: платье куплено, цель достигнута, но мотив не закрыт. Кто-то пришёл в ещё более эффектном платье и затмил вас. Или вы купили платье, но поставили на нём пятно, не пошли на вечеринку в нём, не добились внимания, не повысили самооценку, не сходили на фотосессию и не получили материального подтверждения собственной привлекательности.

Откуда берутся страхи, тревоги?

Наши страхи зеркальны нашим желаниям. 

 

Если вы сейчас посмотрит свои «хочу» и «боюсь», вы увидите, что они про одно и то же.

 

Основных желания ( а значит и страха) три:

 

Желание быть классным (добрым, заботливым, профессиональным, умелым, каким-то в чём-то) — желание собственной хорошести. 

Зеркальный страх: я очень боюсь оказаться плохим. В данном случае, это отношения себя с собой: я очень хочу думать, что я хороший, и очень боюсь думать о себе, что я плохой.

 

Касается того, что обо мне подумают другие:

 

Желание, что меня примут, похвалят.
Зеркальный страх быть непринятым, отвергнутым

 

Как в истории с платьем. Можно было о самой себе думать хорошо. А можно было хотеть, чтобы все вокруг думали обо мне хорошо, восхищались мною.

 

Здесь можно проиллюстрировать ситуацией.

 

Если я в тире стреляю и попала в яблочко, и мне супер радостно и классно от этого — значит, мне хотелось самой о себе думать хорошо.

 

А если я в тире попала в яблочко, но никто этого не видел, и я не чувствую радости, значит моё желание было — чтобы все увидели и подумали обо мне хорошо. То есть я недостаточно классная, если этого никто не видел и моим успехом не восхищался.

 

Желание быть сильным, способным, умеющим, могущим оказывать влияние.
Зеркальный страх быть беспомощным, оказаться неспособным, не суметь.

 

Это три основных направления. Быть сильным и страх быть беспомощным — это в основном связано с безопасностью. Это про заработок, про то, насколько у меня хороший дом и так далее

 

У нас у всех есть три этих желания и три этих страха. Но какое-то желание и какой-то страх более выражен. Какой-то выражен всю жизнь, а какой-то может проявиться на конкретных этапах.

Как из-за страхов не отказываться от мечты?

У всех эмоций есть функция. У страха функция — подготовить организм к встрече с опасностью. Страх мы признали, разрешили и предлагаю сейчас сделать быстро две практики. Можно сделать это быстро и на ходу или можно сделать вдумчиво, прямо сесть и помедитировать

 

Гипербола
 

Представьте, чего вы боитесь. Я боюсь, что у меня не получится. Я боюсь, что меня осудят.  Теперь вы раскручиваете этот страх до чего-то максимального, феноменального. Литературный приём — гипербола.

 

Предположим, мне страшно, что я не найду клиентов. Не найду и что тогда? И тогда у меня не будет заработка. Я буду чувствовать себя нереализованной. И тогда у меня будет и настроение плохое, и жить не на что. Дальше что? Если у меня так и не получается, то придется на работу возвращаться. Меня могут не взять, видно же по человеку, что не рвется. Или могут взять, а там работа дурацкая и у меня вообще начнется депрессия, залягу на диване. В итоге, все равно окажусь без средств к существованию. Ну и что? Бомжевать пойду, под мостом жить. И там от голода и печали под мостом помру. Или от депрессии с моста прыгну. По-любому под мостом закончу. Это, конечно, юмор и немножечко бред. Но эта рассказанная история расслабляет, снимает напряжение. Это примерно, как история про «принимаю, разрешаю».

 

Вторая практика.

 

Про реальность, негативный расклад, но не гиперболизированный. Допустим, случился плохой исход: я не нашла клиентов. Вообще не нашла клиентов — это слишком пространно. Вот мы этот факт конкретизируем: например, я не нашла клиентов до того момента, когда мне уже нужно платить за квартиру. Что я в этот момент чувствую? Приняли, разрешили. А что будет через 10 дней? Я понимаю, что я найду варианты. Я просто решу этот вопрос другим путем: что-то продам или займу, заработаю. Не знаю каким, но каким-то путем я решу проблему.

Отлично. А что будет через 10 месяцев? Через 10 месяцев я сделаю какие-то выводы. Например, я поняла, что ничего не получается и вернулась в офис. Через 10 месяцев я по-любому уже как-то свою жизнь настрою. И через 10 месяцев я просто буду смотреть на это со стороны, буду стараться не допустить, чтобы подобное повторилось. Ок, а что будет через 10 лет? Через 10 лет я, скорей всего, уже не вспомню эту историю. Негативного заряда точно не будет. Возможно, останется только милое воспоминание.

Эта практика помогает посмотреть на себя с высоты полета в этой точке, когда страшно, тревожно. Мне действительно становится спокойно: я вспоминаю, что всегда справлялась, а значит и сейчас ситуация решится, может каким-то неожиданным способом, но решится


 

Ещё две практики.
 

У нас есть ситуация внешняя или внутренняя. В ответ на ситуацию запускается автоматическая мысль, которая включает эмоцию, эмоция включает физическое ощущение, ощущение сподвигает к действию, действие приносит результат. В этом процессе мы физически участвуем головой (мысль), грудью ( эмоции) и телом ( действия).

 

Мысли — неокортекс, эмоции — лимбическая система, тело — рептильный мозг.

 

Наша голова очень деятельная, она с трудом отключается, поэтому мы начнем с нее. Чтобы уже все продумать и выключить её.

 

Мы разобрались, чего мы хотим и чего боимся. Даже нащупали, какое глубинное убеждение мешает двигаться.

 

Вот теперь представляете себе: я хочу вот этого и боюсь этого, потому что боюсь быть плохой, отвергнутой или беспомощной (нужное подчеркнуть).

А теперь вспоминайте свой предшествующий опыт, когда вы тоже шли в новое и все получилось хорошо. Могли быть вы встретили какие-то сложности, но в итоге всё получилось. А может быть, сложностей вообще не было. Вспомните и запишите эту ситуацию. Если таких ситуаций несколько, запишите все. Это могут быть как мелочи, так и что-то глобальное. Если вспомнилось несколько ситуаций, возьмите к рассмотрению ту, которая кажется самой классной, мощной.

И в этой ситуации прям как кино посмотрите: вот я сижу, сомневаюсь, вот я принимаю решение, вот я начинаю действовать, вот результат. Мини ролик прокрутили. А теперь анализируем. Что помогло сначала принять решение? То есть вам хотелось, но было страшно. А потом что-то помогло. Что? Может быть, вы что-то подумали, может, какое-то стечение обстоятельств или кто-то вас подбодрил, вдохновил?  Может быть, наоборот, к стенке приперли обстоятельства и пришлось. Может быть, сразу несколько факторов помогло. Это первый список со вспомогательными инструментами. Что помогло решиться.

 

Второе. Посмотрите, что помогло прийти к успеху. Что случилось, что вы подумали, почувствовали, благодаря чему вы преуспели. Скорее всего, это будет несколько пунктов тоже. 

 

И ещё запишите, а что же это такое: успешно сложилось. Что за хэппи энд в вашем маленьком кино. Какую награду вы получили, какую ценность? Может, это внутренне ощущение, или материальное что-то.

 

Теперь перемотайте видео на ту секунду, когда вы решились и начали действовать. И за две секунды до этого события посмотрите на себя. И попробуйте перечислить, какие эмоции вы испытываете в этот момент. И приятные, и не очень. Просто перечень эмоций.

 

Эмоции нужны для того, чтобы запустить физические реакции в организме. Каждая эмоция ведет к определенному ощущению От страха могут сжиматься кулаки. От радости расплывается улыбка. Можете сейчас просто «посмотреть» на картинку и увидеть эти ощущения. Эти ощущения привели к действиям. Действия можете тоже записать. Если вы приглядитесь, то увидите, что есть логическая связка. Например, если сжались кулаки, то после этого я кого-то ударила, или пошла бить подушку или пошла как-то иначе выплескивать эту злость. 

 

И теперь вспомним, что всю эту цепочку действий запустила какая-то мысль. Попытайтесь сейчас воспроизвести, что тогда мелькнуло в голове, что вы подумали. Если тогда эта мысль мелькнула у вас коротким отрывком, то сейчас вы можете сделать эту мысль девизом. Предположим, вы подумали тогда: да ладно, у меня всё получится. А вы добавьте своё имя. Например: Света, у тебя получится. И используйте как девиз.

 

Важно ещё проверить эту фразу: действительно ли она растет из того убеждения, которое рождает страх. Если я боюсь быть плохой, то скорее всего моя фраза будет такой: я классная, у меня получится. Если я боюсь быть отвергнутой, то фразу будет такой: да ладно, меня ж все любят. Или: да ладно, я же сама себя люблю.

Чтобы быть эффективной, эта фраза должна расти из глубинного убеждения.

 

Хорошо. Мы посмотрели кино, увидели, какие ресурсы помогают решиться, какие ресурсы помогают успешно реализовать задуманное и посмотрели, зачем это все было, зачем это нужно. И запомнили модель всей реакции: вот событие, вот автоматическая мысль, запускает такие эмоции, эмоции запускают ощущения, ощущения сподвигают на действия, действия приводят к результату.

 

И теперь на телесном уровне сделаем ещё кое-что.

Потянемся сначала. кто больше любит делать практики-медитации с закрытыми глазами — ок, если с открытыми — тоже хорошо. У кого-то есть фантазия и вы сразу картинками себе представляете. Кто-то картинок не видит, но может притвориться, предположить, что картинку видит, поиграть в это.

 

Одну руку на грудь. Возвращаемся в ту же самую картинку, но теперь вы не со стороны смотрите, а оказываетесь именно там, заполнили то тело, которое в кадре есть. Теперь у вас в груди все те эмоции. Посмотрите, послушайте, почувствуйте, можете перечислить, можно посмотреть, как они друг с другом взаимодействуют. Можно прям проговорить и признать все эмоции, разрешить их себе. Можно просто смотреть и видеть, что они есть, не пытаясь с ними ничего сделать, отмечать их присутствие. Вдох — выдох. Можно ту же руку перенести на живот, почувствуйте свое тело, в каком оно состоянии: напряженное или расслабленное, ему холодно, жарко, тепло, оно уставшее или полное сил. Почувствуйте, что оно у вас все есть: макушка, голова, шея, грудь, спина, таз, попа, ноги, бедра, колени, икры, ступни, пальчики на ногах. пальчики на руках.

Вот оно все целиком, какие-то части тела чувствуют себя по-разному, если вы сидите, то попа чувствует под собой стул, тело чувствует, как соприкасается с одеждой, на это тоже можно перевести фокус и заметить ощущения. Вдох-выдох. Мы в том моменте, когда началось все это успешное шествие, и в эту секунду где-то в теле есть такая точечка, из которой запускается ресурс. Почувствуйте, где она. И можете в эту точку обе руки перенести. Посмотрите, пофантазируйте, имеет ли этот ресурс какой-то цвет, размер, форму, может, вкус, запах, может, он на что-то похож. Вот вы его со всех сторон рассмотрели, все его характеристики отметили.

Теперь фокус внимания на дыхание. Дыхание ровное, спокойное, глубокое.И с каждым вдохом ресурса становится больше. Вдох — ресурса становится больше, выдох — он растекается по телу. На выдохе можете целенаправленно двигать его туда, куда он никак не доходит. И так с каждым вдохом-выдохом ресурса больше, он наполнил все тело внутри, он уже сочится сквозь кожу и заполняет все пространство вокруг нас и обволакивает наше тело снаружи. Видно, что рядом с нашим телом появляется кокон личных границ. С выдохом этот кокон наполняется вашим ресурсом, личные границы становятся здоровыми, живыми гибкими наполненными ресурсом. Они уже пропитались, вобрали в себя столько, сколько им нужно. И ресурс начинает сочиться из кокона, может быть, свечением, волнами или ещё каким-то образами.

Теперь можно наполнить столько пространства вокруг себя, сколько захочется, наполнить двор, город, страну, весь мир, планету, всю галактику. Где остановиться — вам решать. Ресурс безграничный, он увеличивается от каждого вдоха. Пока мы дышим, он прибывает. Вот мы заполнили все, что хотели, и теперь фокус внимания обратно на точку, откуда он взялся. Теперь признайте факт существования ресурса. Он с такими эмоциями, с такими ощущениями, визуально он похож на что-то, у него такой размер, цвет, форма, температура, консистенция, у него такой звук, запах. Этот ресурс во мне, он часть меня, он со мной давно, у нас длительные отношения, я признаю что он есть, разрешаю ему быть, разрешаю себе чувствовать его, разрешаю себе самый комфортный и оптимальный контакт с ресурсом. Вдох— выдох. И теперь с продолжением ощущения этого ресурса из той ситуации переносимся в настоящую ситуацию.В то, что сейчас хочется. Я здесь и сейчас: я хочу вот это, боюсь вот этого, у меня есть ресурс, и есть к нему доступ. И я сейчас попробую его включить и посмотреть, как это работает. Вдох-выдох и повторяем. Увеличение ресурса уже в этой реальности. Можете пофантазиовать и направить ресурс на какие-то объекты в комнате. Например, вы хотите и боитесь пойти в новый проект, проект делают за компьютером, направьте ресурс к компьютеру.

 

Когда насладитесь, надышитесь этим состоянием, можете закончить практику.

 

Если у вас появятся какие-то вопросы или вы захотите поблагодарить Светлану за эту встречу, обязательно пишите в чате. отмечайте Свету .